Щебеночно-песчаная смесь в строительстве дорог

Щебеночно-песчаная смесь является нерудным материалом в сыпучем виде, который активно используется в строительстве. Эта смесь производится путем извлечения щебня и песка открытым способом на карьерах и последующего измельчения горных пород. Полученный материал проходит дополнительную обработку, измельчение и сортировку по различным размерам. Одним из важных применений этой смеси является возведение дорожных покрытий.

Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС) применяется для создания оснований под различные виды покрытий. Она состоит из мелкого щебня и песка.
Наиболее востребованными диаметрами частиц являются 0-20 мм и 0-40 мм. Эта смесь часто приобретается уже готовой. Материал считается природным сырьем и является побочным продуктом. Его привлекательной особенностью является доступная стоимость.
При подготовке основания перед укладкой важно равномерно распределить смесь на поверхности и уплотнить ее.

ЩПС представляет собой материал с различными размерами и фракциями. В процессе обустройства оснований для покрытий допускается содержание глины и пыли до 20%, а для самого покрытия — до 10%. Фракции диаметром до 40 мм присутствуют не более чем в 10% состава. Этот материал подходит для создания ровных и гладких поверхностей, и он также широко используется для начального строительства.

Зерновой размер до 20 мм подходит для обустройства дорог 1–3 категорий и благоустройства участков, в то время как крупные фракции до 120 мм применяются для формирования дополнительных дорожных слоев. Смеси с маркировкой С7 и С8 используются для обустройства нижних слоев дорожного полотна.

При укладке ЩПС на дорогах также предусматривается уплотнение обочин и устройство балластных слоев. Его также можно обрабатывать стабилизаторами для улучшения плотности и водонепроницаемости. Перед использованием необходимо очистить материал от мусора. Для создания упругой подушки часто применяют также гравий и песчано-гравийные смеси.

Песок выполняет дополнительные функции дренажа и амортизации. Он используется для устройства слоя толщиной около 20 см, чтобы равномерно распределить и смягчить давление от транспортных нагрузок на дорожное полотно. Обычно слои щебня и песка укладываются по очереди. Фракции могут варьироваться от крупных до мелких в зависимости от глубины укладки – мелкие фракции используются для верхних слоев, а между слоями укладывают геотекстиль.

Возможно ремонтировать грунтовые дороги, укладывая этот материал.

Щебень в составе смеси также представляется разными видами по происхождению. Обычно приобретается под цель ЩПС С1 и С5 — средние и крупные фракции. Щебень в объеме должен иметь кубовидную форму. Предельное содержание частиц нестандартных форм — 15-20%. Материал также добавляют в асфальтобетон.

К техническим характеристик материала, выбираемого для формирования дорожных покрытий, относят степень морозостойкости F300 уровень прочности до 1200. Уровень радиоактивного фона — до 740 Бк/кг(если строительство автомагистралей. в случае обустройства полотен вблизи с населенными районами) степень лещадности — до 35% содержание сторонних примесей и вкраплений глины и пыли — около 4%. Здесь же — насыпная плотность — 1,7 т/куб и коэффициент уплотнения в пределах 1,1-1,5. Водостойкость варьируется между 1-3%.

К сферам использования также относят изготовление строительных растворов и асфальтобетона отсыпку площадок и территорий балластных слоев. Этот материал характеризуется оптимальной сыпучестью, легкостью транспортировки и выгрузки. Покрытия, созданные с использованием ЩПС, отличаются долговечностью, повышенной прочностью и плотностью. Они устойчивы к воздействию влаги, интенсивным внешним нагрузкам и температурным перепадам. Кроме того, при помощи ЩПС можно производить ремонт дорожных покрытий и участков.

В целом, щебеночно-песчаная смесь является важным и универсальным материалом в сфере дорожного строительства благодаря своим разнообразным применениям и надежным характеристикам.

Источник